История

Муромский Монастырь.                                                                            (Въ Пудожскомъ уѣздѣ)                                                                                                            На пространствѣ, занимаемомъ Олонецкою губернiею, съ того времени, какъ о немъ появляются историческiя свѣдѣнiя, жили Самоѣды, Лопь, Чудь и Карелы*; вели они жизнь бродячую, занимались преимущественно охотою въ непроходимыхъ лѣсахъ и, при своихъ переходахъ, безпокоили сосѣдей. Такъ какъ эти инородцы не имѣли понятiя о жизни гражданской, то и не могли сдѣлаться постоянными владѣльцами занимаемой ими земли; они должны были дать мѣсто новымъ пришельцамъ и уйти еще дальше, въ лѣса, за непроходимыя болота**. Между тѣмъ, мѣста, занимаемыя этими инородцами, представляли много выгодъ по богатству разнообразныхъ естественныхъ произведенiй. Предпрiимчивые Новгородцы стремились къ морю, въ сѣверныя страны, которыя имъ давали мѣха, соль, шкуры звѣриныя – предметы ихъ торговли съ Ганзою, понемногу вытѣсняли туземцевъ, основывали поселки, служившiе сначала мѣстами для торговли, а затѣмъ уже дѣлавшiеся мѣстами постояннаго ихъ жительства. Люди богатые стали прiобрѣтать здѣсь въ вѣчное владѣнiе земли и угодья и, желая извлечь выгоды изъ своего достоянiя, заселяли наемными – охочими людьми, которые на нихъ работали. Такова на первыхъ порахъ была колонизацiя сѣвера предпрiимчивыми Новгородцами. Вмѣстѣ съ поселенiемъ русскихъ на сѣверѣ, земля эта освѣщается свѣтомъ вѣры Христовой. Въ княженiе великаго князя Кiевскаго Ярополка II, внука Монамахова, въ Новгородѣ княжилъ Святославъ. Этотъ князь въ 1137 году возобновилъ древнiй уставъ Владимiровъ о церковной дани, по которому опредѣлилъ брать вмѣсто десятины отъ виръ и продажъ 100 гривенъ изъ княжеской казны, кромѣ уѣздныхъ оброковъ и пошлинъ. Уставъ, перечисляя статьи уѣздныхъ оброковъ, по мѣстамъ ихъ поступленiя, говоритъ: «А се Обонѣзьскый рядъ: во Олонци 3 гривны, въ Юсколѣ 3 гривны, въ Тервиничахъ 3 гривны, на Свѣри гривна, въ у Вьюнцѣ гривна, устье Паши гривна»*. Въ 1227 году, Ярославъ Всеволодовичъ отправилъ священниковъ въ землю корельскую и они, не употребивъ никакихъ насильственныхъ мѣръ, крестили большую часть жителей, уже подданныхъ Новгорода и расположенныхъ добровольно къ принятiю христiанства: «князь Ярославъ Всеволодовичъ, пославъ, крести множество корелъ; мало не всѣ люди»**. Соловьевъ въ своей Исторiи Россiи замѣчаетъ по этому случаю, что вскорѣ корельская земля стала спорною между Новгородомъ и Шведами; этотъ споръ давалъ Корелѣ возможность мѣнять зависимость отъ одного народа на зависимость отъ другаго, при чемъ мѣнялась и вѣра***. Таковы историческiя данныя о просвѣщенiи земли Корельской, но однако въ позднѣйшихъ памятникахъ мы встрѣчаемъ, что здѣсь все еще жили язычники; въXIV вѣкѣ они своими набѣгами безпокоятъ мирныя обители святыхъ иноковъ Кирилла Чермогорскаго и Лазаря Муромскаго. Даже еще позже изъ грамоты Новгородскаго митрополита Макарiя въ Вотскую пятину, въ Чудскiе и Карельскiе уѣзды, отъ 25 марта 1584 года, видно, что «иные молились деревьямъ и камнямъ, постовъ не почитали, призывали чудскихъ арбуевъ, мертвыхъ съ арбуями полагали по курганамъ и коломищамъ, къ родильницамъ призывали арбуевъ и имена давали свойскiя: священниковъ же призывали послѣ»****. «Чудскiя замужнiя жены и вдовы головы брили и покровъ же на головахъ и одежду на раменахъ носятъ подобно мертвецкимъ одеждамъ»*****. Въ мѣста, занятыя язычниками, съ самыхъ первыхъ дней поселенiя здѣсь русскихъ являлись святые отшельники, устраивали обители и своими подвигами, добродѣтелями, терпѣнiемъ, кротостiю и чудесами были истинными просвѣтителями земли Карельской. Въ числѣ этихъ подвижниковъ видное мѣсто занимаетъ Лазарь Муромскiй, основатель Муромскаго монастыря, подвизавшiйся въ юговосточной части мѣстности, прилегающей къ Онежскому озеру.

Муромскiй монастырь находится въ Олонецкой губернiи, на границѣ между Пудожскимъ и Вытегорскимъ уѣздомъ, у берега Онежскаго озера. Отъ города Пудожа сюда ѣдутъ на Нигижму 20 верстъ и далѣе берегомъ Онега или до первой почтовой станцiи въ Гакуксѣ 31 верста и отсюда р. Гакуксою и Муромскимъ озеромъ 15 верстъ. Отъ Вытегры же сухимъ путемъ до дер. Силовой (не доѣзжая 2 верстъ до станцiи Титовой или Саминскаго погоста) 40 верстъ и проселкомъ вдоль берега Онежскаго озера 25 верстъ. Названiе свое монастырь получилъ отъ оз. Муромскаго (длина 8 вер., ширина до 5 верстъ = 14,4 кв. вер. по Стрельбицкому), которое находится въ одной верстѣ отъ обители къ востоку и соединяется съ Онежскимъ озеромъ рѣкою Муромкою, почти у самаго монастыря, отчего мѣстность имѣетъ видъ полуострова, извѣстнаго подъ именемъ Муромскаго или островъ Мучъ.

Преподобный Лазарь оставилъ завѣщанiе, на основанiи котораго можно коротко познакомиться съ его жизнiю и трудами. Подлинное завѣщанiе не сохранилось и извѣстно только по спискамъ, довольно впрочемъ рѣдкимъ, но неисправнымъ отъ небрежности переписчиковъ. Разскажемъ это завѣщанiе по списку «Повѣсть о Муромскомъ островѣ», хранящемуся въ числѣ книгъ Выголексинской библiотеки при Олонецкомъ архiерейскомъ домѣ.

«Я многогрѣшный инокъ Лазарь, ‑ говорится въ завѣщанiи, изъ Римской области, изъ монастыря Святогорскаго, постриженникъ игумена Аѳанасiя деспота, который создалъ много монастырей и братiю упасъ въ добромъ наказанiи. Епископомъ Цареградскимъ Василiемъ* былъ посланъ я къ Василiю епископу Новгородскому** передать повѣсть о бѣломъ клобукѣ. Въ киновiи этого святителя провелъ я 9 лѣтъ и здѣсь доподлинно увѣрился, что господинъ мой, Кесарiи великiя духовный настоятель и учитель моему спасенiю, епископъ Василiй отошелъ ко Господу въ вѣчныя селенiя. Вскорѣ послѣ того пастырь и учитель, добропѣснивая цѣвница, голубь небеснаго царя, Василiй епископъ великаго Новагорода, принявъ схиму, отошелъ также ко Господу. Я же, многогрѣшный Лазарь, самъ скуталъ его святое тѣло и оплакалъ его кончину. Глубокая печаль напала на меня, когда я лишился обоихъ Василiевъ. Жилъ я по прежнему въ его кельѣ, молясь Господу Богу, Пречистой Богородицѣ и великому во пророкахъ Предтечѣ Господню Iоанну. Однажды, ночью, вскорѣ послѣ своей кончины, явился мнѣ Василiй, епископъ Новгородскiй, и приказалъ идти въ сѣверную сторону, къ океану морю, на одинъ изъ острововъ озера Онега, который и назвалъ по имени. Я не обратилъ сначала вниманiя на это явленiе. Тогда явился мнѣ епископъ великой Кесарiи Василiй и сказалъ: помни, Лазарь, что тебѣ говорилъ епископъ Великаго Новагорода; встань и иди на показанное нами мѣсто; тамъ будетъ твоя обитель великая и братiи соберешь множество. Теперь внялъ я явленiю и словамъ обоихъ епископовъ. Въ то время въ Новгородѣ былъ въ почетѣ родъ посадника Ивана Захарьевича. Я пришелъ къ нему и просилъ, чтобы онъ далъ мнѣ для жительства островъ Муромскiй*, гдѣ я хотѣлъ построить церковь и основать монастырь. Онъ сначала возжалися и пререкова ми объ островѣ. Неоднократно просилъ я его, но получалъ отказъ. Однажды въ грозномъ видѣ явился ему епископъ Новгородскiй Василiй и сказалъ: да будетъ островъ Муромскiй на поставленiе обители и сожительство сподругу нашему иноку Лазарю твоей области жребiя и части; ибо въ немъ хочетъ прославиться имя Пресвятыя Богоматери. Послѣ этого явленiя властелинъ Великаго Новгорода Иванъ Захарьевичъ** призвалъ меня и сказалъ наединѣ: иди, отецъ, на показанное тебѣ Богомъ мѣсто, въ мою отчину, на озеро Онего, на Муромскiй островъ; мнѣ ночью явился святитель Новгородскiй Василiй и повелѣлъ дать тебѣ, инокъ, на жительство отчину прадѣдъ нашихъ на озерѣ Онегѣ островъ Муромскiй, на немъ же ты устроишь обитель и соберешь множество иноковъ и прославится имя Пречистыя Богородицы. Услышавъ слова эти, я возрадовался, поклонился посаднику и вышелъ отъ него, отъ всего сердца прославляя Бога и угодника его святителя Василiя. Вскорѣ я отправился въ путь; на озерѣ Онегѣ встрѣтила меня буря, такъ что, претерпѣвъ многое, съ трудомъ достигъ Муромскаго острова. Когда я пришелъ на это мѣсто, то никто здѣсь не жилъ. Я поставилъ крестъ и хижину, покоя ради тѣлеснаго, а также молитвенный храмъ (часовню). Жившiе тогда около Онежскаго озера люди назывались Лоплянами и Чудью – страшные сыроядцы. – Разскажу вамъ, братiя, объ этихъ неблагодарныхъ иноязычникахъ. Многiя притѣсненiя, побои и раны претерпѣлъ я отъ этихъ звѣрообразныхъ людей; неоднажды они били меня и прогоняли съ острова, даже сожгли мою хижину. По наученiю бѣсовскому, они поселились близъ меня съ женами и дѣтьми и дѣлали мнѣ многiя пакости. Калугеръ, говорили они, оставь это мѣсто. Неразъ хотѣли они, сыроядцы, убить меня и съѣсть тѣло мое. Неоднократно рѣшался было оставить это святое мѣсто, но Господь, Спаситель мой, не допустилъ окаяннымъ совершить свои злыя начинанiя, и укрѣпился я на пути спасенiя; многiе же окаянные сыроядцы ослѣпли». Въ это время къ святому отшельнику выразилось благоволенiе Божiе, укрѣпившее его на новые подвиги и измѣнившее прежнiя отношенiя къ нему дикарей. «Укрываясь отъ злыхъ людей въ хижинѣ близъ озера Муромскаго и ожидая смерти, потому что дикари хотѣли убить меня, я молился Господу Богу, Пречистой Богоматери, великому предтечѣIоанну, святителю Николаю и Василiю епископу Великаго Новагорода, воспѣвая псалмы и каноны. Посмотрѣвъ на то мѣсто, гдѣ я первоначально поселился, увидѣлъ необычайный свѣтъ; по отсрову ходили благообразные мужи; посреди острова стояла женщина, сiяющая золотомъ; святые мужи окружаютъ ее, молятся и кланяются». Это было на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ теперь церковь во имя Успенiя Пресвятыя Богородицы. «Исполненный необычайной[1] радости отъ такого видѣнiя, я упалъ предъ образомъ владыки Христа и Пречистой Богородицы, долго плакалъ и молился и потомъ сталъ пѣть утреню. Когда стало разсвѣтать, при пѣнiи псалма «Блажени непорочнiи», пришелъ на мѣсто, гдѣ было явленiе, у дерева поставилъ образъ, помолился и сказалъ: здѣсь покой мой; здѣсь поселюсь во вѣки».

Тутъ онъ поставилъ крестъ, построилъ хижинку и вырылъ пещеру внѣ монастыря. – Чрезъ нѣсколько времени пришелъ къ пр. Лазарю старшина Лопянъ, держа на рукахъ слѣпорожденнаго отрока, и сказалъ: «вылечи его и мы уйдемъ съ острова, какъ то приказываютъ намъ твои отроки». «Я же, говоритъ преподобный Лазарь, удивился этимъ словамъ: затѣмъ помолился Господу Богу и Пречистой Богоматери, взялъ отрока, освятилъ его молитвою iерейскою, окропилъ святою водою и приложилъ къ владычному образу. Отрокъ прозрѣлъ и старѣйшина ушелъ отъ меня съ радостiю; но вскорѣ возвратился съ подарками и пищею. Я взялъ отъ него одну оленью кожу и немного пищи и помолился о немъ ко Господу. Мужъ этотъ разсказалъ мнѣ, что живущiе въ этомъ мѣстѣ отроки бьютъ палками женъ и дѣтей ихъ и гонятъ отсюда, и что они слышатъ съ острова звонъ».

Дѣйствительно, вскорѣ Лопляне и Самоѣды отошли отъ береговъ Онежскаго озера ближе къ океану. Упомянутый старѣйшина жилъ на Рандоозерѣ; впослѣдствiи, онъ постригся въ монахи и всѣ дѣти его приняли святое крещенiе. Къ Лазарю началъ собираться народъ даже издалека, оставались на жительство, а нѣкоторые постригались. Тогда была поставлена деревянная церковь въ честь воскрешенiя друга Божiя Лазаря. За святымъ антиминсомъ преподобный самъ долженъ былъ идти въ Новгородъ, гдѣ тогда епископомъ былъ Моисей*. «Пришелъ я къ нему, говоритъ пр. Лазарь, и благословенiе взялъ отъ него. Святитель распросилъ меня обо всемъ по порядку и почудился моему разсказу. Онъ далъ мнѣ антиминсъ, священные сосуды, достаточную милостыню и поучилъ меня какъ хранить церковный чинъ и монастырскiя преданiя. Я спросилъ его о посадникѣ Великаго Новгорода Иванѣ и узналъ, что онъ уже умеръ. Тогда я пошелъ къ сыну его Ѳеодору, который принялъ меня ласково и объявилъ, что покойный отецъ его завѣщалъ выдать мнѣ 100 гривенъ, взятыхъ за Муромскiй островъ. Я огорчился, полагая, что онъ хочетъ обратно взять отъ меня островъ, но Ѳеодоръ, замѣтивъ это, сказалъ: есть къ тебѣ письмо отца моего объ островѣ, на которомъ ты живешь. Когда я пришелъ къ нему въ другой разъ, то онъ выдалъ мнѣ 100 гривенъ и завѣщанiе отца на владѣнiе островомъ. Вотъ оно: Даде посадникъ въ лѣто 6690 Славянскаго конца Иванъ Ѳоминъ* сынъ, «Пречистой Богородицы да священнику Лазарю и его чернцемъ часть свою земли и воды по своей души и по своихъ родителехъ на Онегѣ езерѣ островъ Муромскiй со всею землею и езеро Муромское и около езера рѣчки и островки и всихъ воды и ловища и перевѣсища, что я владѣлъ, и по тому ободу въ островахъ и въ мандерѣ** сѣнные покосы и полешiи земли и воды и полешiй лѣсъ, владѣти землею и водою. Пречистой и всѣмъ чернцамъ во вѣки по моей духовной и покупной грамоты дѣда моего, а дѣтемъ моимъ не вступатце, а волостянамъ силы не дѣлать, земли и воды не отъимать, и владѣти землею и водою по духовной и покупной грамоты дѣда моего во вѣки; а купная грамота крѣпча чернцемъ ведерень. А кто наступитъ и грамоту нашу порудитъ, и онъ Богу и Пречистой судъ отдастъ во ономъ вѣцѣ. У сей духовной на утвержденiе приложилъ Иванъ Ѳоминъ образъ Пречистой Богородицы съ Превѣчнымъ младенцемъ свинцовый, да воображенiе животворящаго креста на другой сторонѣ». Послѣ этого сходилъ я на гробъ Новгородскаго святителя Василiя, приложился святому гробу его и еще разъ зашелъ къ епископу Моисею получить его благословенiе на дорогу. Онъ благословилъ меня и отпустилъ съ миромъ. Возвратившись въ свою обитель, былъ съ радостiю встрѣченъ братiею и вмѣстѣ съ нею отслужилъ молебенъ. Съ этого времени я началъ еще болѣе заботиться о мѣстѣ этомъ, освятилъ храмъ воскрешенiя друга Божiя Лазаря, устроилъ кельи для жительства монаховъ и ограду около монастыря. Затѣмъ пришли ко мнѣ изъ Кiева стардцы Iона и Евфросинъ, и поставили прекрасную церковь во имя Пречистой Богородицы Печерской. Я же о томъ возрадовался и возложилъ упованiе на Бога и Пречистую Богородицу. Число учениковъ моихъ все больше и больше умножалось. Прошло не мало времени, какъ пришелъ къ намъ старецъ Святой горы Ѳеодосiй, жизни весьма добродѣтельной, носившiй на тѣлѣ тяжелыя вериги. Онъ на свой собственный счетъ построилъ трапезу предтечи Iоанна. И прославилось это святое мѣсто и стали стекаться сюда изъ дальнихъ странъ, постригались въ монашескiй чинъ и жили съ нами. – Ѳеодосiй былъ инокъ опытный въ книжной мудрости; онъ назвалъ нашу обитель монастыремъ Успенiя Богородицы Муромской. Я, грѣшный инокъ Лазарь, состарѣлся, явился ко мнѣ сподружникъ мой великiй господинъ Василiй, епископъ Великаго Новагорода, и повѣдалъ мнѣ о кончинѣ. Я благодарилъ Бога и епископа Василiя за явленiе это». Спустя нѣсколько времени, Лазарь призвалъ къ себѣ общебратство и сказалъ: «братiя моя, уже сами вы видите, что приближился конецъ житiя моего и явился мнѣ Василiй епископъ и сказалъ мнѣ про кончину мою; изберите вождя и учителя богоизбранному своему стаду». Они же всѣ со слезами единодушно говорили: «не оставь насъ сиротами; поставь, господинъ, намъ своею рукою пастыря и вождя богоизбранному стаду». Лазарь благословилъ Ѳеодосiя, инока святыя горы, пастыремъ и учителемъ и заповѣдалъ ему по смерти своей быть старѣйшиною и учителемъ братства. При этомъ, пророчествуя, пр. Лазарь сказалъ, что съ этого времени настоятель не будетъ изъ братiи обители, но изъ приходящихъ другихъ киновiй. Преподобный Лазарь, прiобщившись св. тайнъ тѣла и крови Христовой, воздалъ братiи послѣднее цѣлованiе и благословенiе, простеръ руки свои къ небу и предалъ душу свою ко Господу. Братiя, обрядивши честное тѣло, съ пѣнiемъ псалмовъ, погребли его въ томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ преподобный поставилъ животворящiй крестъ, за олтаремъ церкви Воскрешенiя Лазаря друга Божiя. Преставился пр. Лазарь 8 марта 1391 года, на 105 году отъ рожденiя. Литургiя отправляется и панихида поется о немъ 24 марта*.

Время уничтожило всѣ вещественные и письменные памятники и лишь деревянная церковь, возлѣ которой, за олтаремъ, въ часовнѣ погребенъ преподобный, какъ говоритъ преданiе, есть та самая, которую строилъ святый отшельникъ. Церковь эта небольшая; состоитъ изъ сѣней, храма и алтаря; свѣту въ ней мало, такъ какъ окна небольшiя; въ алтарѣ потолка нѣтъ, а одна крыша. Она довольно прочная, потому что по поперечинамъ наложенъ толстый рядъ бересты и затѣмъ прибиты доски. Церковь бѣдна даже и иконами; ихъ всего не болѣе 5; даже храмовая икона, поставленная на стѣнѣ у клироса, не болѣе 2 четвертей въ квадратѣ и неукрашена, какъ это бываетъ въ другихъ храмахъ, особенно столь древнихъ. Одежды на престолѣ, жертвенникѣ и завѣса холщевыя, равно и священническая фелонь. Въ церкви хранятся деревянные сосуды крашеные, съ приличными изображенiями: потиръ, дискосъ и два блюдца для проскомидiи. На нихъ преподобный Лазарь приносилъ безкровную жертву. Лѣсъ, изъ котораго построена церковь, довольно твердый, рудовой, какъ говорятъ здѣсь. Трудно сомнѣваться, что церковь эта не могла сохраниться такъ въ теченiи слишкомъ 500 лѣтъ. Во времена преподобнаго Лазаря можно было сдѣлать выборъ хорошаго матерiала для постройки; кромѣ того, грунтъ, гдѣ стоитъ церковь, сухой, изъ намытаго озеромъ песку, непромерзающiй даже зимою*. На древность постройки указываютъ сохранившiяся въ паперти двери, которыя были при входѣ въ церковь. Они не были навѣшены на петляхъ, а врублены концами (пятами) въ стѣны. Наконецъ самая минiатюрность постройки и недостатокъ желѣза свидѣтельствуютъ, что строили церковь при самыхъ скудныхъ средствахъ, небольшимъ числомъ братiй. Церковь Лазаря находится въ настоящее время внѣ монастырской ограды, въ вѣковой рощѣ, которая носитъ названiе Лазаревой; въ ней погребаются умершiе. Роща эта въ послѣднее время обнесена деревянною оградой.

По кончинѣ преподобнаго Лазаря, управлялъ монастыремъ поставленный имъ инокъ Ѳеодосiй. Послѣ Ѳеодосiя начальники обители именовались игуменами, изъ которыхъ игуменъ Аѳанасiй считается создателемъ обители. Когда онъ жилъ, неизвѣстно, но полагать надо, что не тотчасъ послѣ Ѳеодосiя, а около половиныXV вѣка. Память его почитается наравнѣ съ преподобнымъ Лазаремъ. Могила преподобнаго Аѳанасiя въ часовнѣ, за олтаремъ Успенской каменной церкви; надъ нею деревянная гробница съ изображенiемъ Аѳанасiя; здѣсь же хранятся вериги, которыя онъ носилъ на себѣ, хранится каменный ручной жерновъ, которымъ мололи хлѣбъ для братiи. Часовни и гробницы надъ могилами Лазаря и Аѳанасiя устроены усердiемъ Вытегорскаго купца Шалапанова.

Дальнѣйшая судьба Муромскаго монастыря точно опредѣлена быть не можетъ, такъ какъ памятники или уничтожены временемъ, или во время бывшихъ пожаровъ, или, наконецъ, увезены въ другiе монастыри, когда монастырь переходилъ въ завѣдыванiе ближайшихъ церквей и Свирскаго монастыря. По немногимъ сохранившимся актамъ можно сказать слѣдующее:

Великiй князь Новгородскiй (?) Василiй Ивановичъ Вечеславъ** далъ въ Муромскiй монастырь, но когда именно неизвѣстно, «свою и отчину своей матери въ Муромскомъ лѣсу землю и пожни въ Гакуксѣ деревни его и всю часть и съ тѣми деревнями пожни и полешны земли и лѣсъ и всякiя ловища и перевѣсища по старому ихъ владѣнiю; а владѣть игумену и всѣмъ священникамъ и всѣмъ старцамъ Муромскаго монастыря во вѣки; а что вловища въ Муромскомъ озерѣ и въ рѣкѣ Муромской и около Муромскаго носу и въ сельгахъ, тоже и въ Гакуксѣ и тѣми владѣть тогожъ Муромскаго монастыря игумену и всѣмъ старцамъ».

Въ 1508 году игуменомъ въ монастырѣ былъ Ефремъ, что видно изъ надписи на колоколѣ, вѣсомъ около 16 пудъ.

Съ 1532 по 1539 г., при игуменѣ Лаврентiи, производилось судное дѣло о спорной землѣ на озерѣ Онегѣ въ Уножскихъ островахъ*.

Изъ этого дѣла видно, что Муромскiй монастырь владѣлъ подаренною ему вкладчикомъ Панфиломъ Селифонтовымъ въ 1483 г. въ Упожскихъ островахъ землею и водою и полѣшимъ лѣсомъ и водными ловищами во всѣхъ островахъ «и въ Мандерѣ землю и пожни и Шалѣ рѣки пожни, и въ Вунай губѣ и деревню на Лухтоостровѣ, Оникiево сидѣнье, со всѣми пошлинами и угодьи, по старой грамотѣ». По справкѣ въ писцовыхъ книгахъ письма Юрья Сабурова 1496 г., оказалась писанною за Муромскимъ монастыремъ только одна деревня на Уножскомъ островѣ «дворъ Оникейко Семеновъ да его дѣти Михалка да Микулка, въ дворѣ Ульянко Семеновъ да зять его Игнатко, сѣютъ ржи двѣ короби, а сѣна косятъ 15 копенъ обжа, а дохода монастырю десять бѣлъ, а изъ хлѣба четверть да сыръ да мѣрка масла и по старому письму деревня дворъ, два человѣка обжи; и по новому письму деревня два двора, а людей пять человѣкъ, обжа треть сохи; и при старомъ письмѣ прибылъ дворъ да три человѣка, а дохода монастырю десять бѣлъ, а изъ хлѣба четверть да сыръ да мѣрка масла»… Тяжба Муромскими иноками была проиграна въ пользу Палеостровскаго монастыря; но рѣшено было пользоваться обоимъ монастырямъ пополамъ рыбными ловлями на Сигостровѣ и Высокомъ, на Чажмѣ рѣкѣ и въ Унай губѣ. Искъ обоихъ монастырей, состоявшiй въ сложности въ 142 р. московскихъ и 235 коробьяхъ ржи, кромѣ убытковъ, понесенныхъ монастырями отъ раззоренiя земель, рыболовныхъ снастей и пр., по тогдашнему времени, весьма значителенъ и указываетъ на цвѣтущее состоянiе обоихъ монастырей.

Въ 1582 г. игуменомъ былъ Зосима. Въ это время Муромскому монастырю принадлежало 7 деревень на Гакуксѣ, Андомѣ и подъ монастыремъ; пахотной земли было 33 чети съ третникомъ, да перелогомъ 35 четей; сѣна выкашивалось 194 копны. Сверхъ того, принадлежали пустоши Борисовская, гдѣ выкашивалось сѣна 20 копенъ, Березовецъ 25 копенъ, Тетеревина гора 35 копенъ и волочекъ, что былъ починокъ; пашни перелогомъ 2 четверти съ осминою и въ дву потомужъ. Въ монастырѣ въ это время было двѣ церкви Предтеченская и Лазаревская, (Успенская церковь сгорѣла), 19 келiй: келья игумена, келья чернаго попа Никона, келья келаря Iосифа и 16 келiй для братiи, которой было 35 человѣкъ. За монастыремъ былъ скотный дворъ и конюшни; при нихъ жилъ дворникъ**.

Въ 1586 г. игуменомъ былъ Iосафъ. При немъ, какъ видно изъ надписи на одномъ крестѣ, была построена и освящена церковь Успенiя Пресвятой Богородицы.

Въ 1612 г. Муромскiй монастырь, какъ и вся Олонецкая страна, былъ раззоренъ Польскими и Литовскими ворами; при чемъ уничтожены жалованныя и межевыя грамоты и всѣ монастырскiя крѣпостныя дѣла. Вслѣдствiе этого, крестьяне Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостовъ насильствомъ завладѣли монастырскою землею и водами, потому что у строителя съ братiей не было межевыхъ грамотъ. Въ это время, какъ видно изъ писцовыхъ книгъ 1628 года, монастыремъ управляли не игумены, а строители. Тогда же, если не раньше, дана монастырю въ Спаскомъ Шальскомъ погостѣ вотчина, принадлежавшая Ѳедору Ивановичу Морозову, состоявшая изъ двухъ деревень и пустоши. Въ писцовой книгѣ Никиты Панина 1628‑1629 годовъ монастырь Муромскiй описывается такъ*: «Въ Никольскомъ Андомскомъ погостѣ на Онегѣ озерѣ, на Муромскомъ острову, монастырь Муромской; а на монастырѣ церковь Успенiя Пречистыя Богородицы древяна клѣцки, верхъ шатровый. А въ церкви образовъ мѣстныхъ: образъ Успенiя Пречистыя Богородицы на золотѣ, образъ Рождество Христово, образъ «О тебѣ радуется», образъ Iакова брата Господня да Николы чудотворца, да Игнатiя Богоносца, образъ Николы чудотворца, всѣ на краскахъ, образъ Пречистыя Богородицы Одигитрiя, образъ Благовѣщенiя Пресвятой Богородицы на золотѣ; образъ Пречистыя Богородицы Одигитрiя на краскѣ; образъ Успенiя Пречистыя Богородицы въ дѣяньи на золотѣ; образъ Живоначальной Троицы на краскѣ; образъ Происхожденiя честнаго креста на краскѣ; образъ Ильи пророка на краскѣ; Денеусъ, праздники и двери царскiя и сѣнь и столбцы на краскѣ; надъ Денеусомъ Нерукотворенный образъ на краскѣ; да въ алтарѣ за престоломъ образъ Пречистыя Богородицы Одигитрiя, а на другой сторонѣ образъ Спасовъ на краскѣ; крестъ выносной на краскѣ; евангелье напрестольное опракосъ письменно въ десть, евангелисты и средина мѣдные; крестъ благословящiй обитъ мѣдью; индитья и покровъ выбойчатые; сосуда, потиръ и блюда деревянные; воздухъ и покровцы зендянинные. Да другая теплая церковь съ трапезою Рождество Иванна Предотеча древяна клѣцки. А въ церкви образовъ: образъ мѣстный Ивана Предтечи; образъ мѣстный Николая чудотворца; образъ мѣстный Пречистыя Богородицы Одигитрiя; Дейсусъ и двери царскiя и сѣнь и столбцы на краскѣ; да въ алтарѣ за престоломъ образъ Пречистыя Богородицы воплощенiя, а на другой сторонѣ образъ Николы чудотворца на краскѣ; крестъ выносной на краскѣ; евангелье тетръ письменное въ десть, евангелисты мѣдные; крестъ благословящiй обитъ мѣдью, индитья крашениная, покровъ выбойчатый; сосуда, потиръ и блюдо оловянные, воздухъ и покровцы крашенинные, звѣзда и кадило и укропникъ мѣдные; ризы мухоярныя, оплечья выбойчаты; другiя ризы полотняныя, оплечье острадамъ цвѣтный, стихарь полотняный. Да въ обыхъ церквахъ книгъ: псалтырь, два охтая въ десть, двѣнадцать миней мѣсячныхъ, полууставье, два трiоди постная да цвѣтная, псалтырь съ слѣдованьемъ, служебникъ, апостолъ тетръ въ полдесть, евангелье толковое въ десть, да три книги евангелисты толковыя Маркъ, Лука, Матвей въ полдесть, евангилье толковое, патерикъ, златострунъ, книга авва Дороѳей, житiе святыхъ отецъ, книга Ефрема Сирина въ десть, два соборника, апостолъ апракосъ, потребникъ; книга Григорья Богослова въ полдесть, два пролога въ десть, евангилье толковое въ десть; всѣ книги письменныя. Колокольница рубленая, верхъ шатровый; а на колокольницѣ колоколовъ: колоколъ въ 20 пудъ, другой въ 16 пудъ, третiй въ 12 пудъ, колоколъ въ 6 пудъ, два колокола зазвонныхъ въ 2 пуда. Да на монастырѣ 13 келiй живущихъ: чернаго священника Михаила, келаря Пафнутья, казначея Матвея, гостиная, 10 келiй, а въ нихъ живутъ старцы и служки. Да за монастыремъ 2 двора конюшенной да коровiй, а въ нихъ живутъ дѣтеныши. Да подъ монастыремъ пашни паханой 4 чети съ осминою въ полѣ а въ дву потомужъ, а пашутъ на монастырь служки и дѣтеныши. Да за монастыремъ же, за полемъ церковь во имя Лазарево воскресенье, древяна, клѣцки. А въ церкви образовъ: образъ мѣстный Лазарево воскресенье на краскѣ; образъ Пречистыя Богородицы Одигитрiя на краскѣ; Дейсусъ и двери царскiя и сѣнь и столбцы на краскѣ; да въ олтарѣ за престоломъ образъ Пречистыя Богородицы Одигитрiя, а на другой сторонѣ образъ Николая чудотворца на краскѣ; крестъ выносной на краскѣ; индитья и покровъ крашенинные. Да подъ Муромскимъ монастыремъ: деревня въ Мусовскомъ носу Роди Ермолина; деревня, что была пустошь на Андомѣ Каменка; деревня въ Вакуксѣ вопчѣ Великаго князя крестьяны, а Князево тожъ; деревня на Вакуксѣ Гришки Фролова, а Симкова тожъ; деревня на Вакуксѣ-жъ на горѣ Никонка Микифорова; деревня на Вакуксѣ жъ Ѳедьки Леванидова, а Харлоска тожъ; пустошь, что была деревня на Вакуксѣ жъ, вопчѣ Великаго[2] Князя со крестьяны Мелешки Петрова, а Михалевска тожъ. Въ Спасскомъ Шальскомъ погостѣ Муромскаго жъ монастыря вотчина: деревня на Онегѣ озерѣ, на Лухтоостровѣ Яковлевская въ Унскихъ; деревня Кургилова; пустошь Корельщина. И всего Муромскаго монастыря въ отчинѣ 8 деревень живущихъ да 2 пустоши. А въ живущихъ деревняхъ 30 дворовъ крестьянскихъ, а людей въ нихъ тожъ, да ихъ братьи, дѣтей и племянниковъ 34 человѣка; да 5 дворовъ бобыльскихъ, а людей въ нихъ 6 человѣкъ. Монастырскiя пашни паханой добрыя земли 8 четей; и та пашня въ живущiя выти и въ сошное письмо не положена. Да въ живущихъ деревняхъ крестьянскiя пашни и пахатной добрыя земли 9 четей безъ полуосмины и пол-пол-полтретникъ пашни; да перехожiя пашни паханой, что осталось у живущихъ вытей, 23 чети съ осминою и пол-полтретника пашни, да перелогомъ и лѣсомъ поросло 42 чети съ полтретникомъ. И всего пашни паханыя и перелогомъ и лѣсомъ поросло 74 чети съ осминою и пол-полтретникъ, опричь монастырскiя пашни. Въ живущемъ выть безъ полтрети, пол-пол-полтрети выти и пол-полтретникъ пашни; а въ перехожей двѣ выти съ третью и пол-пол-полчети выти безъ полчетверика пашни; а въ пустѣ четыре выти съ полтретью и пол-полтретника пашни. Сошнаго письма въ живущемъ 9 четей безъ полуосмины и пол-пол-полтретникъ пашни; а въ перехожей пол-пол-полчети сохи и 5 четей безъ полутретника пашни, а въ пустѣ пол-пол-полчетверти и 5 четвертей безъ третника пашни. Сѣна 218 копенъ. А по Государеву Цареву и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича всея Русiи и отца его Государева Великаго Государя Святѣйшаго Патрiарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русiи (указу), положено въ той вотчинѣ въ живущее на четь пашни по шти человѣкъ крестьянъ да по 3 человѣка бобылей; а въ выть положено доброю землею по 10 четвертей, а въ соху по шти сотъ четвертей пашни».

Изъ описанiя этого видно, что монастырь въ 1628 году былъ еще довольно богатъ какъ зданiями, такъ утварью, ризницей и землею.

Для огражденiя монастыря отъ насильствъ окрестныхъ крестьянъ, строитель Иларiонъ Запольскiй въ 1650 году испросилъ у Царя Алексѣя Михайловича грамоту на земли и угодья, принадлежавшiя Муромскому монастырю, такъ какъ подлинныя грамоты на владѣнiе землями были уже утрачены. Грамота эта слѣдующаго содержанiя:* «Отъ Царя и Великаго Князя Алексѣя Михайловича всея Россiи, въ Заонежьѣ окольничему нашему и воеводѣ Василью Александровичу Елагину. Билъ намъ челомъ Новгородскаго уѣзда, съ Онега озера и съ пустыни Успенiя Пресвятыя Богородицы да Рождества Иванна Предтечи и Преподобнаго Аѳанасiя, чудотворца Муромскаго, строитель старецъ Иларiонъ Запольскiй съ братiей: въ прошломъ де во 120 (7120‑1612) году приходили къ нимъ въ Заонежскiе погосты Нѣмецкiе и Литовскiе людскiе воры, и монастырь ихъ разорили и жалованные и межевыя грамоты и всякiя крѣпостныя монастырскiя дѣла поимали; и Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостовъ крестьяне ихъ монастырскою землею и водами завладѣли насильствомъ, потому что у нихъ у строителя съ братiею межевыя грамоты нѣтъ. И намъ бы ихъ пожаловать, велѣть бы имъ дать на землю и на угодье нашу межевую грамоту съ прежнихъ данныхъ, каковы данныя имъ дали на землю на Муромскiй носъ благовѣрные Новгородскiе старые князи и посадники. Каковы данныя Новгородскiе князи и посадники въ Муромскiй монастырь дали, и съ тѣхъ данныхъ подалъ намъ старецъ строитель Ларiонъ списки. А по тѣмъ спискамъ князь Василiй Ивановичъ Новгородскiй Вячеславъ далъ въ домъ святаго Иванна Предтечи, честнаго его рождества, въ Муромскiй монастырь игумену и священникамъ и всѣмъ старцамъ отчину матери своей и свою въ Муромскомъ носу землю и пожни въ Гакуксѣ деревни, его и всю часть съ тѣми деревнями пожни и полешны земли и лѣсъ и всякiя ловища и перевѣсища, по старому ихъ владѣнiю; а владѣть игумену и священникамъ и всѣмъ старцамъ Муромскаго монастыря во вѣки; а что въ ловища въ Муромскомъ озерѣ и въ рѣкѣ Муромской и около Муромскаго носу и въ сельгахъ, тоже въ Гакуксѣ и тѣми владѣть Муромскаго жъ монастыря игумену и всѣмъ старцамъ. И въ которомъ году тое землю и угодье князь Василiй Ивановичъ въ Муромскiй монастырь далъ того въ спискѣ не описано. Да Новгородскiе посадники Иванъ…. далъ по душамъ своихъ землю и воду Пречистыя Богородицы и великому во пророцѣхъ Предтечи Господню Iоанну, преподобному чудотворцу Аѳанасiю Муромскому: отъ Онега въ Андомской губѣ….. ручьѣ сверху да около Ранда озера, да отъ Ранда озера Великому Камню, а отъ Камени черезъ лющикъ Андомской, да на Берховскiй большой Сормой рѣкѣ, да на Черможу рѣку да по Целможи вверхъ, да на Негижемскiя рѣки верховья, да черезъ Великiй мохъ на Ялъ-ручей и по ручью внизъ на Сомбу рѣку, по Сомбѣ внизъ на Вичь-ручей, ручьемъ вверхъ, да на Верхнюю Пидцѣлгу, да Суземьемъ по нижней сторонѣ на Пала-ручей, да внизъ на Вадможъ, да наверхъ Акуксы рѣки, да внизъ по рѣкѣ, да ручьемъ вверхъ, что изъ Великаго мха, да черезъ лющикъ на Великiй мохъ, да край Болдаклимска озера, да на Тетеревиную гору, которая надъ Онегомъ озеромъ, да по Онегу, въ томъ же Велигутъ ручей. А дали ту землю и угодье въ Муромскiй монастырь посадники въ лѣто…. И мы Великiй Князь Алексѣй Михайловичъ всея Россiи Муромскаго монастыря строителя Иларiона съ братiею пожаловали землею и угодьями, что дано въ тотъ монастырь истари, имъ владѣть по прежнему, и велѣли ихъ монастырскую землю и угодье отъ нашего Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостовъ землю и угодье отвести. И какъ къ вамъ ся наша грамота придетъ, и выбъ въ тотъ Муромскiй монастырь, и въ Никольской, въ Андомской и въ Пудожскiй погосты послали кого пригоже и кому мочно вѣрить, чтобъ учинилъ правду; а велѣть къ тому Муромскому монастырю землю и угодье Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостовъ отъ нашей земли отвести по старымъ крѣпостемъ, каковыя крѣпости есть въ Муромскомъ монастырѣ у старцевъ и каковыя крѣпости Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостовъ у крестьянъ, и владѣть велѣть землею и годьи, кому что дано и какъ у кого въ крѣпостяхъ написано и владѣли изстари, а въ чужое ни кому и ни во что не велѣть вступаться и насильствомъ владѣть не велѣть же, чтобъ намъ впредь никто ни на кого не билъ челомъ. А прочетъ сiю нашу грамоту, велѣть съ нее списать списокъ, да тотъ списокъ оставить у себя въ нашей казнѣ въ съѣзжей избѣ; а сiю нашу грамоту отдать въ Муромскiй монастырь строителю старцу Иларiону съ братiею. Писана на Москвѣ, лѣта 7158 (1650 г.) января въ 4 день. А у подлинной грамоты пишетъ дьякъ Алмазъ Ивановъ; а справка у тоя же грамоты подьячаго Степанка Лялина».

Послѣ пожалованiя этой грамоты, управители Муромскаго монастыря опять называются игуменами и монастырь снова приходитъ въ лучшее положенiе*.

Въ 1677 году при игуменѣ Аѳанасiи построена церковь Iоанна Предтечи вмѣсто прежней, вѣроятно обвѣтшавшей. Въ это же время къ монастырю принадлежали, основанныя, надо полагать, выходцами изъ Муромскаго монастыря, пустыни Лужандозерская, Кедринская, Петропавловская, Рубежская, Кенорѣцкая и Куржинская.

Въ 1764 году въ Муромскiй монастырь переведенъ изъ Задненикифоровской пустыни игуменъ Тарасiй, которымъ въ 1770 году построена новая деревянная церковь во имя Богоявленiя Господня.

Съ изданiемъ штатовъ, Муромскiй монастырь былъ приписанъ къ Свирскому, отъ котораго уже назначались строители. Такъ въ 1783 году строителемъ былъ Пафнутiй, человѣкъ крайне неиправный, котораго въ томъ же году смѣнилъ строитель Iосифъ. При этомъ строителѣ, согласно грамоты царей Iоанна и Петра Алексѣевичей, отмежевана была монастырю при рѣкѣ Саминѣ мельница. Въ 1786 году Муромскiй монастырь обращенъ въ женскiй; а около 1788 года совершенно упраздненъ и обращенъ въ безприходную церковь, съ опредѣленiемъ для богослуженiя бѣлаго священника и двухъ причетниковъ.

Первымъ священникомъ былъIаковъ Ларiоновъ съ 1788 по 1798 г.; его смѣнилъ Ѳеоѳилактъ Терентьевъ, священствовавшiй по 1825 годъ и наконецъ третiй и послѣднiй былъ до возстановленiя монастыря Козьма Ѳеоѳилактовъ, при заботливой дѣятельности котораго построенъ нынѣшнiй каменный храмъ во имя Успенiя Пресвятыя Богородицы, съ каменною же колокольнею.

Въ 1867 году послѣдовало ВЫСОЧАЙШЕЕразрѣшенiе на возстановленiе Муромскаго монастыря, который 24 iюня того же года открытъ строителемъ iеромонахомъ Ѳеодосiемъ. Средства на возстановленiе монастыря далъ Пудожскiй купецъ потомственный почетный гражданинъ Иванъ Ивановичъ Малокрошечный и на устройство зять покойнаго Александръ Петровичъ Базегскiй*

Д. чл. губ. ст. ком. К. Петровъ. 

‑‑‑‑‑‑‑‑

Примѣчанiе редакцiи. Въ настоящее время въ Муромскомъ монастырѣ, кромѣ церкви во имя воскресенiя св. праведнаго Лазаря (построенной основателемъ обители и описанной выше), находятся двѣ церкви: 1) новая каменная, съ такою же колокольнею, во имя Успенiя Пресвятыя Богородицы, съ двумя боковыми придѣлами во имя рождества св. Iоанна предтечи и преп. Iоанна Рыльскаго, и 2) небольшая деревянная церковь во имя Богоявленiя Господня, очень ветхая, съ старинными, потемнѣвшими иконами. Въ южной сторонѣ стоитъ деревянная часовня, построенная надъ могилою преп. Аѳанасiя. Обѣ церкви, а также вновь выстроенный, для жительства настоятеля, деревянный двухъ-этажный домъ обнесены низкою оградою, возведенною съ сѣверной стороны изъ кирпича, а съ трехъ прочихъ сторонъ – изъ булыжнаго камня. Древняя церковь во имя воскресенiя св. праведнаго Лазаря, находящаяся внѣ ограды, стоитъ въ Лазаревой рощѣ, за Лазаревымъ полемъ, въ 80-ти саженяхъ отъ Успенской церкви.

‑‑‑‑‑‑‑

 

* «А ЖИВУЩIЕ ТОГДА ИМЕНОВАХУСЯ ОЗЕРА ОНѢГА ЛОПЛЯНЕ И ЧУДЬ И СТРАШЛИВЫЯ СЫРОЯДЦЫ БЛИЗЪ МѢСТА СЕГО ЖИВЯХУ». СМ. РУКОП. ЖИТIЕ ЛАЗАРЯ МУРОМСКАГО И КИРИЛЛА ЧЕЛМОГОРСКАГО.

** ЕСЛИ ПОСМОТРИМЪ НА ЭТНОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ РОССIИ, ТО УВИДИМЪ, ЧТО ЛУЧШIЯ МѢСТА НА СѢВЕРѢ ЗАНЯТЫ СЪ ДАВНИХЪ ПОРЪ РУССКИМИ, И ТЕПЕРЬ НА ПРОСТРАНСТВѢ МЕЖДУ ЗАПАДНЫМЪ БЕРЕГОМЪ ОНЕЖСКАГО ОЗЕРА И ДАЛЬНИМИ ПРЕДѢЛАМИ ВОЛОГДЫ НЕ СЛЫШНО ФИНСКАГО СЛОВА, ТОГДА КАКЪ ИЗВѢСТНО, ЧТО КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СѢВЕРА БЫЛИ ФИННЫ. ОСТАТКИ ПРЕБЫВАНIЯ ИХЪ ЗДѢСЬ ВСТРѢЧАЕМЪ ВЪ КУРГАНАХЪ, ОБЫЧАЯХЪ, НАЗВАНIЯХЪ МѢСТНОСТЕЙ, КОТОРЫЯ ТОЛЬКО И МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ПОМОЩIЮ ЯЗЫКА ФИНСКАГО (ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УѢЗДѢ, ГДѢ НѢТЪ КАРЕЛЪ, СЛЫШИМЪ ПОЧЕЗЕРО-СВИНОЕ ОЗЕРО, КИВАСЕЛЬГА – КАМЕННЫЙ ХРЕБЕТЪ, КОСКАСАЛМА – ПОРОЖИСТЫЙ ПРОЛИВЪ И МНОЖЕСТВО ДРУГИХЪ).

* ИСТОРIЯ КАРАМЗИНА, ПРИМ. 267 КО II ТОМУ.

** ИСТОРIЯ КАРАМЗИНА Т. III, СТР. 148 И ПРИМ. 315 КЪ ТОМУ ЖЕ ТОМУ.

*** ИСТОРIЯ РОССIИ СОЛОВЬЕВА Т. 4, СТР. 271.

**** ДОПОЛ. КЪ АКТ. ИСТОР. Т. I, № 28.

***** ТАМЪ ЖЕ № 45.

* КТО БЫЛЪ ЭТОТЪ ВАСИЛIЙ НЕИЗВѢСТНО. ВЪ КОНСТАНТИНОПОЛѢ ЖЕ, ВО ВРЕМЯ ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКАГО ВАСИЛIЯ (1330‑1352), БЫЛИ ПАТРIАРХАМИ IОАННЪ XIV, ИСИДОРЪ, КАЛЛИСТЪ, ѲИЛОѲЕЙ.

** ВЪ ЛѢТО 6843 (1335 Г.) ПРИ СЕМЪ АРХIЕПИСКОПѢ ВАСИЛIИ ПРИНЕСЕНЪ БЫЛЪ БѢЛЫЙ КЛОБУКЪ ОТЪ ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И ПАПЫ СИЛЬВЕСТРА ВЪ ВЕЛИКIЙ НОВГРАДЪ, ИЖЕ И ДОНЫНѢ НОВГОРОДСКIЕ МИТРОПОЛИТЫ НА ГЛАВАХЪ СВОИХЪ ТѢМЪ ПОДОБIЕМЪ НОСЯТЪ (ПОЛН. СОБР. РУССК. ЛѢТ. 3-Я НОВГОРОД. ЛѢТОП. СТР. 225). ВЪ САМОЙ АПОКРИФИЧЕСКОЙ ПОВѢСТИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КЛОБУКЪ БЫЛЪ ПОСЛАНЪ ВЪ НОВГОРОДЪ ОТЪ ѲИЛОѲЕЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО ПАТРIАРХА СЪ ЕПИСКОПОМЪ ЕВЛИНIЕМЪ. ПО ЗАМѢЧАНIЮ, ПОМѢЩЕННОМУ ВЪ ПАМЯТНИКАХЪ СТАРИННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗД. КУШЕЛЕВЫМЪ-БЕЗБОРОДКО, НА СТР. 302, ВИДНО, ЧТО ЭТО МѢСТО ЛѢТОПИСИ ЕСТЬ ПОЗДНѢЙШАЯ ВСТАВКА. ТРУДНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПОВѢСТЬ О БѢЛОМЪ КЛОБУКѢ ЕСТЬ САМОДѢЛЬНОЕ НОВГОРОДСКОЕ СОЧИНЕНIЕ, СОСТАВЛЕННОЕ СЪ ЦѢЛЬЮ НАЙТИ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПРАВДАНIЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВАМЪ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТЪ МИТРОПОЛИТА, И ОТЧЕГО ЖЕ НЕ ДАТЬ ВѢРОЯТIЯ, ЧТО ПОВѢСТЬ ЭТА ПОЛУЧИЛА НАЧАЛО ВЪ ВИЗАНТIИ И ПРИВЕЗЕНА ОТТУДА КЪ ЕПИСКОПУ ВАСИЛIЮ ИНОКОМЪ ЛАЗАРЕМЪ, А ПОЗЖЕ ВЪ XV ВѢКѢ ИЗЪ РИМА КЪ АРХIЕПИСКОПУ НОВГОРОДСКОМУ ГЕНАДIЮ ДМИТРIЕМЪ ТОЛМАЧЕМЪ?

* ОСТРОВЪ МУРОМСКIЙ ВЪ СТАРИНУ НАЗЫВАЛСЯ МУЧЪ.

** ЗДѢСЬ ЯВНАЯ НЕСООБРАЗНОСТЬ СОБЫТIЙ, ПРОИСШЕДШАЯ, ПО ВСЕЙ ВѢРОЯТНОСТИ, ОТЪ НЕБРЕЖНОСТИ ПРИ ПЕРЕПИСКѢ РУКОПИСИ. ПОСАДНИЧЕСТВО ИВАНУ ЗАХАРЬЕВИЧУ БЫЛО ДАНО 1171 Г. И УМЕРЪ ОНЪ 1175 Г. (1 НОВГОР. ЛѢТ. СТР. 15 И 16). РАНѢЕ ЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ВЪ НОВГОРОДѢ БЫЛЪ ВЪ ПОЧЕТѢ РОДЪ ПОСАДНИКА ИВАНА ЗАХАРЬЕВИЧА И ЭТО БОЛѢЕ СОГЛАСНО СЪ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПАМЯТНИКАМИ, ПОТОМУ ЧТО ПОДЪ 1359 ГОДОМЪ ВЪ 1 НОВГОРОДСКОЙ ЛѢТОПИСИ УПОМИНАЕТСЯ ПОСАДНИКЪ ИЗЪ ЭТОГО РОДА АДРIАНЪ ЗАХАРЬИНИЧЪ.

* МОИСЕЙ ИЗБРАНЪ ЕПИСКОПОМЪ ВЪ 1324 Г.; ВЪ 1330 ГОДУ ОНЪ ОСТАВИЛЪ КАѲЕДРУ (ПЕР. НОВГ. ЛѢТ. СТР. 75), НО ПО СМЕРТИ ВАСИЛIЯ СНОВА УПРАВЛЯЛЪ ЕЮ СЪ 1352 ПО 1359 ГОДЪ (ТАМЪ ЖЕ СТР. 58). ЭТО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО УКАЗЫВАЕТЪ ВРЕМЯ ПОСЕЛЕНIЯ ЛАЗАРЯ ВЪ ПРЕДѢЛАХЪ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНIИ.

* . РАНѢЕ ПОСАДНИКЪ НАЗВАНЪ ИВАНОМЪ ЗАХАРЬЕВИЧЕМЪ, КОТОРЫЙ УМЕРЪ ВЪ 1175 Г. (6683 Г.), А НЕ 1182 (6690 Г.)

** ОСТРОВОМЪ ВЪ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНIИ НАЗЫВАЮТЪ И ЛѢСНУЮ ДАЧУ. МАНДЕРА – ТВЕРДАЯ ЗЕМЛЯ, МАТЕРИКЪ.

* КЪ ЗАВѢЩАНIЮ ПР. ЛАЗАРЯ ВЪ ДРУГОМЪ ИЗВѢСТНОМЪ СПИСКѢ ЕГО СДѢЛАНА ПРИПИСКА: «АЗЪ ЖЕ ГРѢШНЫЙ, СВЯЩЕННО-ИНОКЪ ѲЕОДОСIЙ СВЯТЫЯ ГОРЫ, СЛЫШАХЪ ТАКОВАЯ ПОВѢСТВОВАНIЯ О СВЯТѢМЪ МѢСТѢ СЕМЪ ОТЪ ГОСПОДИНА МОЕГО СТАРЦА ЛАЗАРЯ ОТЪ ЕГО УСТЪ О ПОСЛАНIИ ИЗЪ РИМА ВАСИЛIЯ ЕПИСКОПА ЦАРЕГРАДА, И КАКО ЕМУ ЯВИСЯ АНГЕЛЪ ГОСПОДЕНЬ И ПОВЕЛѢ ИДТИ НА МѢСТО СIЕ, И О ТЕРПѢНIИ НА МѢСТѢ СЕМЪ ОТЪ СЫРОЯДЦЕВЪ, ПИСАНIЮ ПРЕДАХЪ».

* ВЪ ЛАЗАРЕВСКОЙ РОЩѢ ВЪ ЧИСЛѢ МОГИЛЬНЫХЪ ПАМЯТНИКОВЪ СОХРАНЯЕТСЯ ЧАСТЬ ДОСКИ, НА КОТОРОЙ ЕСТЬ РѢЗНАЯ НАДПИСЬ, ЧТО ЗДѢСЬ ПОГРЕБЕНА ВЪ 1776 ГОДУ РАБА БОЖIЯ ВАССА. НАДПИСЬ СОХРАНИЛАСЬ ДОВОЛЬНО ХОРОШО, НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО ПОДВЕРЖЕНА ВЛIЯНIЮ ВОЗДУХА.

** ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСѢЯ МИХАЙЛОВИЧА, ПОМѢЩЕННАЯ ВЪ № 37 ОЛОНЕЦКИХЪ ГУБЕРНСКИХЪ ВѢДОМОСТЕЙ ЗА 1849 Г.

* ПАЛЕОСТРОВЪ, СОЧ. Е. В. БАРСОВА, СТР. 12, 121 И 133.

** РУКОПИСНОЕ ОПИСАНIЕ МУРОМСКАГО МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНА ѲЕОДОСIЯ.

* ОЛОНЕЦКIЯ ГУБЕРНСКIЯ ВѢДОМОСТИ 1850 Г. № 47.

* ОЛОНЕЦКIЯ ГУБЕРНСКIЯ ВѢДОМОСТИ 1849 Г. № 37.

* ВСѢ ОСТАЛЬНЫЯ СВѢДѢНIЯ О МОНАСТЫРѢ ЗАИМСТВОВАНЫ ИЗЪ ОПИСАНIЯ, СДѢЛАННАГО ИГУМЕНОМЪ ѲЕОДОСIЕМЪ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕДАННАГО МНѢ ВЪ СПИСКѢ СЕЛЬСКИМЪ УЧИТЕЛЕМЪ К. А. ДОКУЧАЕВЫМЪ.

* ВОЗСТАНОВЛЕНIЕ МОНАСТЫРЯ И ЕГО СОСТОЯНIЕ БУДУТЪ ПРЕДМЕТОМЪ ВТОРОЙ СТАТЬИ О МОНАСТЫРѢ МУРОМСКОМЪ.